Зачем важно учить ребенка говорить «нет»
После появления маленького человека в семье, родители сталкиваются с трудностями, связанными с воспитанием. Возраст от 3 до 7 лет — время активной социализации: ребенка отдают в садик, затем готовят к школе. Поэтому стоит обратить внимание на умение ребенка воспринимать отказ и, что не менее важно, самому уметь сказать «нет».
Правильный отказ: стоит ли ограничивать дошкольников?
Пока ребенок находится преимущественно в семейном кругу, он считает его образцом поведения. Психологи утверждают, что характер и основные навыки социализации формируются до 5-6 лет.
То, как ребенок будет вести себя с взрослыми, сверстниками, заложено именно в этот период.
Есть несколько весомых причин, почему все же стоит отказывать ребенку:
Так вы моделируете реальную ситуацию, с которой столкнется ребенок. Не все взрослые и сверстники будут всегда удовлетворять его капризы.
Вы не позволяете манипулировать собой.
Способов очень много: от вербальных до слез и истерик. Поймите, что трюк, который удался с вами, ребенок будет применять к другим. Это усложнит посещение детского сада.
Таким образом, вы заложите правильную основу для будущей социализации.
Даже если удалось воспитать ребенка до окончания школы без отказов, то в университете, на работе никто не будет учитывать прихоти. Взрослые, которые в 7 лет не научились воспринимать отказ, трудно социализируются.
Согласитесь, что эти аргументы понятны родителям, если они действительно не могут удовлетворить просьбу ребенка. Но что делать, когда такая возможность есть? Ребенок просит о дешевой игрушке, которую можно приобрести; требует завязать шнурки, хотя умеет сам; капризничает, потому что нет настроения идти в школу в метель и так далее.
Такое поведение кажется понятным и почти мотивированным.
Но научитесь проводить грань между реальной потребностью и капризом. Рассмотрим ситуацию на первом примере.
Сначала спросите себя, действительно ли нужна эта игрушка ребенку или это развлечение на вечер. Сегодня — недорогая кукла, завтра — мишка. И пусть кошелек не похудеет от покупки, но у ребенка сложится неправильное представление о деньгах и возможностях родителей.
Затем она будет применять схему на дорогие гаджеты, одежду, потому что знает, что ей не отказывают, а если говорят «нет», то не умеет адекватно воспринимать отказ.
Постоянное игнорирование запрета приводит к белым пятнам в воспитании и сложностям во взрослой жизни.
Мое «нет» — это нет, так или возможно?
Кроме того, что вы должны сдержать сам факт отказа, обдумайте, как лучше объяснить это ребенку, почему «нет» — это большая ответственность; почему нужна помощь других членов семьи.
Психологи рассказали, какой должна быть родительская отказ. Важно:
Знать, как родитель объяснить отказ 3-летнему ребенку. Дети не понимают, почему игрушка дорогая, так как не имеют представления о деньгах и как они достаются.
Примените такую технику: скажите, что нужно выбирать или продукты на несколько дней для всей семьи, или игрушку для него.
Школьникам можно предложить заработать: помочь в домашних делах, закончить четверть без плохих оценок и т. д.
Только прогресс должен быть ощутимым, нельзя покупать желаемую вещь, если ребенок один раз убрал в комнате. Научите зарабатывать на развлечения.
Однозначно.
Нет = нет без вариантов. Если решительно отказались, а потом разрешили, то даете ребенку неправильный сигнал.
Это означает, что взрослого можно убедить и достичь своего. Бабушки и дедушки должны быть на одной волне с вами, иначе ребенок начнет манипулировать ими.
Принципиальной. Нельзя отказывать во всем: не бегай, не куплю, не пойдем, просто нет, не сейчас. В потоке избыточных запретов «нет» теряет ценность: ребенок перестает бегать, но не осмыслит причину.
Даже принципиальный отказ потеряется среди других, поэтому ребенок продолжит делать что-то опасное, когда вы потеряете бдительность.
Важно также, как родители запрещают. Убедитесь, что ребенок внимательно вас слушает.
Будьте серьезными. Если мама смеется, когда запрещает трогать косметику или продукты, ребенок воспринимает это как веселую игру или одобрение.
Не падайте в крайности: ребенок не должен бояться попросить о чем-то из-за страха и угроз.
«Нет» — это серьезный нейтральный аргумент от мамы или папы, к которому нужно прислушаться, потому что действительно нельзя, а не потому, что мама зла.
Умение сказать «нет» – жизненно необходимый навык с того времени, как ребенок научился говорить. Конечно, «шелковый» школьник, который согласен прибирать кабинет 7 раз в неделю или делиться с кем-то карандашами, бумагой, игрушками, — это удобно для родителей, сверстников, учителей. Но постоянное «да» может быть опасным.
Во-первых, у ребенка не формируется собственное мнение, стираются границы приватного.
Другие дети забирают и ломают дорогую игрушку, школьник делится лакомствами (купленными на карманные деньги от родителей).
Во-вторых, с возрастанием самостоятельность не появляется. Если игрушки, развлечения выдаются днищевыми, то потом из ребенка вырастает безотказный подросток, которого легко убедить на мелкое правонарушение. Или взрослый, который помогает другим в ущерб себе.
Поэтому формируем способность говорить «нет» с самого молодого возраста в различных ситуациях.
«Поделись со мной игрушками»
Расскажите ребенку, что она может не давать другим играть своими игрушками, потому что это ее собственность. Если ей не нравится поведение ребенка, с которым ее заставляют поделиться, — это повод для отказа. Она не станет плохой, потому что не обязана делиться. Объясните, что в любом случае вы поможете ей отстоять право на владение.
«Хочешь, я подвезу тебя в школу?»
Говорите (но не пугайте), что некоторые взрослые могут нанести вред детям.
Поэтому нужно быть осторожным, не разговаривать с незнакомцами, никуда не идти с ними и не садиться к ним в машину. Так даже обещают игрушки или конфеты или настаивают, что отвезут к маме.
В таких ситуациях нужно немедленно бежать и попросить помощи у других людей.
Также объясните, что ни один взрослый не имеет права касаться ребенка без разрешения, просить раздеться в своем присутствии (даже если это школьный врач). Когда на тебя давят, всегда звони родителям.
«Давай, прогуляем урок!»
В этом случае ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Одно из них — учиться в школе. Объясните, что обучение — как работа для взрослого.
И прогуливать — совсем не круто, это огорчает вас и учителей. Поощряйте правильный выбор ребенка, говорите, что гордитесь ею, потому что у нее есть собственное мнение.
«Смотри, кто-то оставил кошелек без присмотра…»
С младшими школьниками обращайтесь к их чувствам: если ты можешь не делиться, то и другие могут; тебе будет приятно, если кто-то возьмет твое без разрешения?
Подросткам обязательно говорят о законах. В Украине ребенок несет уголовную ответственность с 14 лет, за кражу в частности.
Только равновесие между правом отказываться и воспринимать чужой отказ не исказит представление ребенка о личности и граничные области. Поэтому относитесь ответственно к слову «нет» и научите малыша отказываться от того, чего он не хочет или что может представлять угрозу для него.